Диспут «Отцы и дети» в 10-11 классах

disput-dlya-roditelej-fea

Цели:

Методическая:  применение на практике новых форм воспитательной работы.

Воспитательная:  способствование укреплению взаимопонимания детей и родителей, повышению педагогической культуры родителей, развитию коммуникативных способностей старшеклассников успешно отстаивать свою точку зрения, аргументируя и осмысливая её.

Образовательная: развитие кругозора старшеклассников с точки зрения психологии, педагогики, социологии, культуры.

План проведения:

I. Вступление.

II.Семья — частичка общества.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему.

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

                    В годы детства каждый человек требует участия , ласки. Если ребёнок вырастет в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.

В. Сухомлинский

III. Источники конфликтов.

Прежде, чем осудить, всегда надо подумать, нельзя ли найти извинение.

Г. Михтенберг

Почти всегда приходится жалеть, что ссора была прекращена вначале.

Л.Толстой

Для гнева суть не так важна. Он ищет лишь причину.

Гёте

IV. Спорные проблемные ситуации.

Стараться, чтобы в споре слова были твои мягки, а аргументы тверды.

Д. Вилькинс

V. Открытое письмо.

Труднее всего на свете преодолеть собственный характер.

VI. Заключение.

VII. Рефлексия.

 

ХОД  ДИСПУТА.

Все присутствующие делятся на группы: «ОТЦЫ» (родители), «ДЕТИ» (ученики), экспертная группа или «судьи».

I. Вступление

II. Семья — частичка общества

         Ведущий:    Отец поздравил сына с днем рождения:

«Тебе — семнадцать. Ну, совсем большой!

И через год получишь разрешение

На прегрешенья взрослых:

На куренье и на бокал вина, мой дорогой!»

Сын посмотрел задумчиво в окно:

«Спасибо, папа, за привет.

Но сигареты, водку и вино

Уж года три, как бросил я всё это».

Конечно, это стихотворение Э. Асадова вызовет улыбку, но вместе с тем оно сразу заставляет задуматься над проблемой… Какой?

 

Старшеклассники:  Отец ничего не знал о жизни сына, его привычках, поступках и т.д.

 

Ведущий: Действительно, в наше время сплошь и рядом встречаются семьи, где дети и родители живут, не пытаясь понять друг друга, не зная

о внутреннем мире близких людей, об их проблемах, переживаниях. Разобщённость, даже отчужденность и вражда царят в семьях.

Отсюда возникает у детей желание уйти из дома, пообщаться с людьми, которые их понимают, а не «пилят» и придираются к ним постоянно. Статистика же показывает, что большинство наркоманов, токсикоманов, людей, совершающих правонарушения и преступления, выросло именно в неблагополучных семьях.

Задание 1.

Назовите черты, отличающие неблагополучную семью (отдельно дают понятия «ОТЦЫ» и «ДЕТИ»). Экспертная группа записывает на доске целостное определение.

 На доске:

Неблагополучная семья- это семья, в которой её члены не уважают друг друга. Отчуждённость. Аморальная семья.

Задание 2.

Благополучная семья- это семья, в которой царят взаимоуважение, взаимопонимание, любовь, доверие.

Вопрос: Почему же появляются неблагополучные семьи, каковы предпосылки?

  • с точки зрения «ОТЦОВ» («ОТЦЫ» думают 2-3 минуты, потом отвечают, а «ДЕТИ» — соглашаются или отрицают доводы);
  • с точки зрения «ДЕТЕЙ» (теперь «ОТЦЫ» слушают и соглашаются или отрицают);
  • эксперты подводят итоги, в конце диспута зачитывают в виде «советов, как создать неблагополучную семью».

 III. Источники конфликтов

Ведущий: Но даже в благополучной семье бывают конфликты. Несомненно, сказывается разница в возрасте, взглядах, идеалах членов семьи, особенно сейчас, когда родители воспитывались в одной эпохе, а дети- при замене её другой, похожей на западную, капиталистическую.

Давайте сейчас подумаем и откровенно скажем, что раздражает в друг друге «ОТЦОВ» и «ДЕТЕЙ».

Вопросы (эксперты обобщают ответы).

  • Что больше всего вас раздражает в поколении «ОТЦОВ»?  (вопрос «ДЕТЯМ») и «ДЕТЕЙ» (вопрос «ОТЦАМ»)
  • В чём вы бы хотели походить на «ОТЦОВ»?(вопрос «ДЕТЯМ»), «ДЕТЕЙ» (вопрос «ОТЦАМ»)?
  • Может ли непонимание поколений вызвать конфликт? (высказываются «ОТЦЫ» и «ДЕТИ»)

Проблемы есть. Так что же нужно делать, чтобы избежать конфликтов?  (Работают все группы, экспертная подытоживает в конце диспута.)

IV. Спорные проблемные ситуации

 

Ведущий: Проблемных ситуаций, которые могут привести к конфликту, можно вспомнить очень много. Одна проблемная ситуация- ещё не конфликт, а спор- ещё не ссора. Как удержаться на этой хрупкой грани, не оскорбив другого человека, не унизив его достоинства?

Задание: найти выход из проблемной ситуации (задача сторон- убедить друг друга за 5 минут)

СИТУАЦИЯ: старшекласснику до окончания школы ещё 1 год, но он хочет проживать с любимой девушкой совместно. Отдельного жилья и заработка у молодых нет. Родители против ранних отношений..

 

Убедите друг друга, что вы («ОТЦЫ» и «ДЕТИ»; ШКОЛЬНИК и «РОДИТЕЛИ» ) правы.

Эксперты подводят итоги, предлагают примирительный вариант, говорят, кто был убедительнее.

 

СИТУАЦИЯ: старшеклассник, весьма одарённый в области электроники и механики, с задатками изобретателя, желает после школы не поступать в Высшее учебное заведение, а желает идти работать в личную охрану к высокопоставленному чиновнику, где хорошо платят (денег ему не хватает)

Техника та же: «старшеклассник и его «РОДИТЕЛИ» пытаются убедить друг друга в своей правоте, эксперты оценивают.

V. Открытое письмо

 

Ведущий: К сожалению, не всегда можно избежать ссор и конфликтов. Часто мы не хотим поставить себя на место оппонента, до хрипоты отстаиваем позицию своей правоты и на этом наживаем ещё больше проблем.

От другого человека мы ждём понимания (не пытаясь его понять), послушания и согласия (не соглашаясь с ним), уступки (сами не уступая). Может, было бы легче понять друг друга, если бы знать, какими мы хотим видеть друг друга?

 

Задание: написать открытое письмо («ОТЦЫ» «ДЕТЯМ», «ДЕТИ» «ОТЦАМ»), начав его словами: «Я любил и понимал бы тебя больше, если бы ты был…»

Тексты писем- экспертам.

VI. Заключение

 

Эксперты подводят итоги и выступают.

 

1-й эксперт: Наш диспут мы начали с разговора о семье. Послушайте «советы, как создать неблагополучную семью».

  • Чаще упрекайте друг друга, придираясь по мелочам.
  • Старайтесь больше времени проводить вне дома, а когда всё же придёте, то не замечайте беспорядка, грубите друг другу.
  • Не обращайте внимания на детей, их плохую учёбу и поведение-это их дело.
  • Ничего не рассказывайте о себе и не спрашивайте родных об их проблемах.
  • Никогда не прощайте обиды, таите злобу и мстите исподтишка.
  • Обзаведитесь массой вредных привычек и старайтесь, чтобы все о них знали.

2-й эксперт: (далее речь шла о природе конфликта между отцами и детьми)

Помните:

  • Чтобы избежать ссоры, надо понять оппонента, а чтобы понять, надо уметь поставить себя на его место, посмотреть на мир его глазами.
  • В споре действуй убеждением, а не угрозой.
  • Пригласите «арбитра», который объективно рассмотрит проблему и решит, кто прав. Разумеется, этот человек должен
  • Обладать авторитетом и уважением обеих конфликтующих сторон.
  • Помните, что утро вечера мудренее. Дайте противнику поостыть и обдумать ваши слов, возможно, вы найдёте компромисс.

3-й эксперт: Послушайте текст открытого письма «ОТЦОВ» к «ДЕТЯМ».

Мы любили бы вас ещё больше, если бы вы:

  • больше времени проводили в семье, помогали по хозяйству;
  • понимали и сочувствовали проблемам родителей;
  • более серьёзно относились к учёбе;
  • отказались от вредных привычек;
  • задумывались о своем месте в жизни.

VII. Рефлексия

«ДЕТИ» и «ОТЦЫ» высказываются о пользе и необходимости диспута, говорят, что он помог им понять, о чём задуматься.

 

Один из «ОТЦОВ»: Этот диспут помог мне понять, что я чрезмерно много требую от своего сына, не обращая внимания на его интересы и мнение, хотя в его возрасте доставлял своим родителям гораздо больше хлопот, чем он мне. Сегодня я посмотрел на всё его глазами, поставил себя на место сына и понял, что он заслуживает гораздо больше уважения и признания.

 

Один из «ДЕТЕЙ»: Сегодня я понял, что моя мама, когда  ругает меня за плохие оценки, поведение и вредную привычку курить, не стремится придраться, обидеть меня, сорвать злость, а очень волнуется за моё будущее, за то, как сложится моя жизнь, потому что она меня любит.

download Скачать сценарий диспута

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

.